Российский рынок кровельных материалов падает 5 год подряд. После бурного роста рынка в нулевых наступил этап его насыщения, а экономический кризис, начавшийся в 2013 году, снизил платежеспособный спрос и способствовал значительному снижению объемов строительства. Рынок кровельных материалов в целом ведет себя в соответствии с экономикой: в 2012-2013 годах он снижался примерно на 2% в год, в 2014 – на 5%, а в 2015 падение составило 15,7%.
Все эти трудности, по наблюдениям специалистов компании "Вестмет", не касались производителей металлочерепицы, продажи которой до 2015 года росли на 10…15% в год – в основном за счет роста продаж отечественной продукции и вытеснения других материалов.
Уже в начале 2010-х годов доля импорта на рынке металлочерепицы стала сокращаться. Российские компании постоянно совершенствовали технологии и повышали качество кровельных материалов (по крайней мере, в дорогом сегменте), используя импортное оборудование и полимерные покрытия. В таких условиях у западных брендов было только одно преимущество - сами бренды. Поэтому многие финские компании в течение 2010-х годов наладили производство кровли в России или просто разместили заказы на российских предприятиях.
Снижение стоимости металлической кровли относительно импортных кровельных материалов других типов позволило рынку расти за счет падения в сегментах гибкой черепицы, керамической черепицы, импортной мелкой кровли и еврошифера. Это поддержало рынок в 2013 и 2014 годах.
К 2015 году доля европейской металлочерепицы упала до минимума. Окончательно закрыла дорогу импорту девальвация рубля, которая сделала стройматериалы иностранного производства очень дорогими. Этот лимит роста был исчерпан, а снижение доходов потребителей и падение строительного рынка ударило по спросу. Дополнительным негативным фактором стал рост цен на холоднокатаный металлопрокат, который является основным сырьем для производства металлочерепицы.
По опыту специалистов компании "Вестмет", чтобы сохранить свою долю рынка, многие производители начали выпускать недорогие коллекции, изготовленные из стального листа с дешевыми полимерными покрытиями (главным образом, на основе полиэфиров). Это позволило поддержать продажи, но существуют опасения, что в среднесрочной перспективе это может подорвать доверие к металлочерепице в целом. Впрочем, крупнейшие производители по-прежнему предлагают и кровлю премиум класса, на которую дается 30-50 летняя гарантия.
К сожалению, Росстат не ведет статистики по продажам строительных материалов каждой группы: поэтому официальных данных по продажам металлочерепицы в 2015 году и прогноза на 2016 год нет. Данные из других открытых источников настолько противоречивы, что им просто нельзя доверять.
По данным Agency of Industrial Marketing, общий объем продаж кровельных материалов для скатных крыш составил около 200 млн. кв.м. На долю металлочерепицы приходится 48%. Второй по популярности - кровельный профнастил: его доля составляет порядка 18%.
Производитель |
Выпуск металлочерепицы, тонн |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Группа компаний «Металл Профиль» | 75000 |
110000 |
85000 |
99000 |
120000 |
ЗАО «Самарский завод «Электрощит-Стройиндустрия» | 25000 |
45000 |
35000 |
40000 |
44000 |
Производственное Объединение «Металлист» (Grand Line) | 20000 |
32000 |
35000 |
52000 |
60000 |
ОАО «ММК-Профиль-Москва» | 10000 |
20000 |
18000 |
20000 |
15000 |
ЗАО «Стальинвест» | 11000 |
16000 |
15000 |
17000 |
25000 |
ОАО «Челябинский завод профилированного стального настила | 12000 |
13000 |
11000 |
12000 |
15000 |
ООО «Климовский профнастил» | 3500 |
10000 |
9000 |
12500 |
14000 |
ЗАО «Сталепромышленная компания» | 4000 |
5500 |
5200 |
7000 |
10200 |
ООО «Промизделия» (Завод строительных конструкций) | 14000 |
12000 |
10000 |
11000 |
13000 |
Крупнейшим производителем металлочерепицы в России является группа компаний «Металл Профиль», основанная в 1996 году. Металл Профиль продает свою продукцию во всех регионах РФ, а также в странах СНГ. Остальные компании из девятки крупнейших по данным на 2012 год действовали либо только в пределах РФ, либо в пределах РФ и РБ. Среди компаний первой двадцатки есть региональные игроки, которые продают свою продукцию только в регионе производства. Таковы, к примеру, ЗАО «ИжТоргМеталл» (Поволжье), ООО «МЕТАЛЛ-ПРОФИ» (Сибирь) и другие.
С 2006 пор 2009 год цены на металлочерепицу росли на 11…15% в год. В 2009 году произошло существенное снижение цен в связи с кризисом и ростом доли отечественной продукции, но впоследствии цены продолжили расти. Данные по 2015 году противоречивы – вполне возможно, что, несмотря, на удорожание стального проката, цены почти не изменились и даже снизились. Это, по мнению сотрудников компании "Вестмет", связано с появлением на рынке более дешевых коллекций из тонкого металла, о которых уже говорилось выше.
По данным на 2012 год самым популярным профилем у российских потребителей был «Монтеррей Стандарт», на долю которого приходилось 37% продаж. Профили «Монтеррей Супер», «Монтеррей Макси», «Монтеррей Классик», «Монтеррей Модерн», «Каскад», «Макси Каскад» получили от 3,29 до 9,9% рынка, а в сумме – около 45%. Остальное делится между множеством малоизвестных профилей.
Источники:
Мы перезвоним через 10 минут
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия